До последнего времени основное требование лесопожарной стратегии в России заключалось в одновременном тушении всех лесных пожаров на охраняемой территории, причём часто без учёта их размера, ценности насаждений и возможных пожарных последствий. Такой подход обязательного одновременного тушения всех действующих и возникающих пожаров как экономически, так и экологически является во многом неоправданным и не всегда позволяет достичь желаемых результатов. Сложившаяся система неизбежно приводит к рассредоточению и преждевременному истощению лесопожарных ресурсов, и при возникновении пожаров в особо ценных лесных массивах или в местах нахождения важных объектов экономики не всегда хватает сил и средств для ликвидации возникших очагов и тушения новых загораний. Такая политика требует ежегодного увеличения ассигнований на охрану лесов и постоянного наращивания материально-технических ресурсов лесопожарных служб. Статистически же значимого снижения горимости лесов и в прошлые годы, и в настоящее время не наблюдается.
Современным уровням охраны лесов от пожаров и их горимости в России в наибольшей степени соответствует лесопожарная стратегия, основанная на принципах приоритетно-выборочной очерёдности тушения лесных пожаров. В каждом конкретном случае она должна осуществляться с учётом общей текущей (в режиме реального времени) лесопожарной обстановки, сложившейся в том или ином регионе (субъекте РФ), районе или лесничестве. Для принятия обоснованного решения следует оценивать число и размеры действующих пожаров, ценность насаждений, возможные пожарные последствия, транспортную доступность территории, наличие сил и средств пожаротушения, а также степень пожарной опасности в лесах в зависимости от погодных условий.
Кроме того, в целях планирования и эффективного взаимодействия по маневрированию силами и средствами пожаротушения в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов для своевременного и оперативного тушения пожаров необходимо располагать информацией, позволяющей однозначно оценивать пожарную опасность в лесу как чрезвычайную. В настоящее время она оценивается субъективно, поскольку отсутствуют количественные критерии (показатели) понятия «чрезвычайная пожарная ситуация» (ЧПС) в лесах, вызванная лесными пожарами.
Наиболее ёмкими показателями, характеризующими ЧПС, могут служить количество и площадь действующих лесных пожаров, а также уровень пожарной опасности в зависимости от погодных условий. Эти критерии (каждый в отдельности) широко используются в практике охраны лесов от пожаров, но они не преведены в единую систему. Взаимосвязанные значения этих трёх показателей составляют шкалу оценки уровня пожарной ситуаций в лесах.
Шкала оценки пожарной ситуации в лесах, обусловленной
лесными пожарами и погодными условиями
Уровень горимости лесов (на 1 млн га охраняемой территории) |
Класс пожарной опасности в лесах в зависимости от погодных условий (величина КП), ед. |
Оценка пожарной ситуации, класс |
|
число действующих пожаров, шт. |
площадь пожаров, % |
||
5 и менее | не более 0,0099 | І – до 300 | I – Низкая |
6-12 | 0,010-0,050 | ІІ – 301-1000 | II – Ниже средней |
13-25 | 0,051-0,099 | ІІІ – 1001-4000 | III – Средняя |
26-50 | 0,1-1,0 | ІV – 4001-10000 | IV – Высокая |
51 и более | более 1,0 | V – более 10000 | V – Чрезвычайная |
Примечание.Процентная градация площади пожаров соответствует общепринятой шкале Г.А. Мокеева
Согласно приведенным данным, пожарную ситуацию в лесах следует считать чрезвычайной, когда число действующих пожаров на 1 млн га охраняемой территории составляет более 51, а общая их площадь – более 1%. Такая пожарная ситуация создается при значении комплексного показателя (КП) более 10 тыс. ед. (пятый класс по условиям погоды). Высокая пожарная опасность в лесах может возникать при четвёртом классе пожарной опасности, особенно при конечных значениях КП в этом классе.
Каждому классу пожарной ситуации в лесах должен соответствовать определенный цвет: чрезвычайной – красный, высокой – оранжевый, средней – жёлтый, ниже средней – зеленый, низкой – синий, что будет способствовать оперативному оповещению населения средствами массовой информации об уровне (угрозе) пожарной ситуации в лесах и, соответственно, о мерах строгого соблюдения правил пожарной безопасности в лесах.
Главные факторы, определяющие чрезвычайную пожарную ситуацию в лесах, и меры по её ликвидации приведены на схеме, дополняющей таблицу. При этом следует учитывать, что уровень ЧПС характеризуется не только 3-мя факторами (показателями), отраженными в таблице и рисунке. Определенное влияние на сложность пожарной обстановки в лесах оказывают рельеф местности, доступность территории для транспорта, степень природной пожарной опасности насаждений.
Внедрение в практику охраны лесов от пожаров предложенной системы критериев для оценки чрезвычайной ситуации в лесах, обусловленной пожарами и погодными условиями, позволит однозначно определять уровень текущей (в режиме реального времени) пожарной обстановки в лесах, что будет способствовать обоснованному планированию межрегионального маневрирования силами и средствами пожаротушения и эффективному их использованию для тушения пожаров в условиях чрезвычайной или высокой пожарной ситуации в лесах. Это, в свою очередь, обеспечит более рациональное использование финансовых и материально-технических ресурсов, выделяемых на охрану лесов от пожаров.
Заслуженный лесовод РФ, д.с.-х.н. М.А. Шешуков