Эффективность работы лесопожарных служб, во многом зависит от решения вопроса очередности тушения лесных пожаров, особенно при массовом их возникновении. Статистические данные свидетельствуют, что при сложной пожарной ситуации в лесах в том или ином регионе одновременно может действовать до 120 и более лесных пожаров, а также ежедневно возникать до 10-15 новых загораний, в то время как силы и средства для ликвидации пожаров часто бывают ограничены. Естественно, что в таких экстремальных условиях руководителям лесопожарных служб, краевым, областным и районным чрезвычайным комиссиям приходится решать какие пожары следует тушить в первую очередь и в какие сроки? Многолетняя практика однозначно свидетельствует о том, что прежде всего ликвидации подлежат только что возникшие небольшие по площади и не набравшие ещё силу пожары, поскольку они за короткие сроки могут трансформироваться в крупные и выйти из-под контроля, особенно в сухую и ветреную погоду. Наряду с размером пожара следует также учитывать относительную ценность насаждений, возможные текущие, средне- и долговременные пожарные последствия, транспортную доступность территории, а также наличие сил и средств пожаротушения. Исходя из пирологических и эколого-экономических ценностных оценок лесных формаций при одинаковых размерах пожаров и других равных условиях в первую очередь подлежат ликвидации пожары, возникающие в наиболее ценных древостоях, и с потенциально бóльшими социально-эколого-экономическими последствиями. К таким насаждениям относятся: кедровники, ельники, сосняки (особенно молодняки), а также зеленомошниковые и лишайниковые группы типов леса.
Более устойчивы к огню и менее пожароопасны лиственничники, березняки и осинники. Эти насаждения в процессе длительной эволюции приобрели биоэкологические свойства, которые позволяют им эффективно использовать резко изменившиеся после пожаров условия среды для активного самовосстановления и развития. Поэтому тушение пожаров в этих насаждениях, а также в насаждениях с травяным и кустарничково-сфагновым напочвенным покровом рационально осуществлять во вторую очередь, особенно при ограниченных лесопожарных ресурсах.
Принимая решения об очерёдности ликвидации пожаров, следует учитывать текущий и прогнозируемый режимы погоды, а также рельеф, поскольку крутизна склона, как и ветер, радикально влияет на параметры кромки огня и развитие пожара, соответственно и на трудность его тушения. Пожары в горах при сухой и ветреной погоде в короткие сроки трансформируются в крупные и катастрофические, которые ликвидируются, как правило, осадками. Поэтому самые активные меры по тушению пожаров в горных лесах необходимо принимать в начальной стадии их развития.
При тушении крупных лесных пожаров, особенно катастрофических, рационально позволять им распространяться до естественных или заранее подготовленных барьеров, что значительно снижает затраты на тушение и даёт возможность сосредоточить имеющиеся силы и средства пожаротушения для ликвидации более опасных пожаров и только что возникших.
При сложной пожарной ситуации в лесах и ограниченных лесопожарных ресурсах вполне допустимо и оправданно приостанавливать тушение отдельного пожара или осуществлять передислокацию сил и средств пожаротушения с одного пожара на другой, где создается угроза населенным пунктам и объектам экономики или когда возникает опасность для жизни работников пожарных подразделений. Решение о приостановке тушения конкретного пожара или о передислокации сил и средств пожаротушения с одного пожара на другой должны приниматься региональным пунктом диспетчерского управления по представлению руководителя тушения пожара.
Порядок определения очередности тушения лесных пожаров при массовом их возникновении необходимо осуществлять с учетом целевого назначения лесов. Уровень их охраны должен быть соответственно разным: высоким, средним и низким. Трёхуровневая охрана лесов от пожаров позволяет в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов принимать правильные управленческие решения при межрегиональном маневрировании силами и средствами пожаротушения, а также в соблюдении очерёдности тушения лесных пожаров. Такой подход практикуется во многих многолесных странах, в том числе в США, где используется четырехуровневая система охраны лесов при предупреждении и тушении лесных пожаров.
Высокий уровень охраны лесов от пожаров целесообразно обеспечивать в защитных лесах, заповедниках и особо защитных участках леса, а также в части эксплуатационных лесов, где осуществляется интенсивная заготовка древесины. Мониторинг должен разносторонний: наземный, авиационный и космический. Пожары, возникающие в таких лесах, подлежат незамедлительному первоочередному тушению, исключая участки, расположенные в лесотундре. В лесотундровой зоне ведётся космический мониторинг, а тушение пожаров активно осуществляется на лесных участках, где создается угроза населенным пунктам и объектам экономики.
Средний уровень охраны лесов от пожаров необходимо обеспечивать в эксплуатационных лесах, за исключением участков, отнесенных к высокому уровню охраны. При ведении наземного, авиационного и космического мониторинга ликвидация пожаров должна осуществляться во вторую очередь, учётом ценности лесов и их транспортной доступности.
В резервных лесах можно соблюдать низкий уровень охраны лесов при осуществлении активного космического мониторинга.
Независимо от целевого назначения лесов, пожары должны ликвидироваться в первую очередь на участках, где создаётся угроза населенным пунктам и объектам экономики.
Соблюдение на практике вышеуказанных принципов охраны лесов от пожаров с учётом целевого назначения лесов будет способствовать более эффективному тушению лесных пожаров и рациональному использованию финансовых и материально-технических ресурсов.
Заслуженный лесовод РФ, д.с.-х.н. М.А. Шешуков,
С.н.с. В.В. Позднякова