На Петербуржском международном экономическом форуме 6 июня 2024 года прошла сессия «Климатическая повестка ЕАЭС, ШОС, БРИКС: партнерство для устойчивого развития».
Объединение усилий ЕАЭС, ШОС, БРИКС в рамках борьбы с изменением климата может сыграть ключевую роль в достижении целей Парижского соглашения: на долю государств-членов данных международных объединений приходится больше половины населения Земли (3,9 млрд чел), около 50,5% мировых объемов выбросов парниковых газов, а также практически 1/3 мирового ВВП. Большинство стран ЕАЭС, ШОС, БРИКС, поставив перед собой амбициозные цели по декарбонизации национальных экономик, относятся сдержанно к отказу от ископаемого топлива или внедрению углеродной инфраструктуры: только в Казахстане и Китае функционируют национальные системы торговли квотами на выбросы, а в ЮАР действует углеродный налог, в рамках которого пороговые значения на тонну эквивалента углекислого газа не превышают 10 долл. США.
Глобальный тренд на декарбонизацию экономики способствует сближению приоритетов бизнеса и национальных правительств, стратегии развития производства и цепочек поставок выстраиваются с учетом глобальных целей Парижского соглашения и национальных планов по сокращению выбросов и адаптации к изменению климата. Соизмеримые подходы и темпы углеродного регулирования государств, входящих в ЕАЭС, ШОС, БРИКС, позволят выстроить мировую систему углеродного регулирования, которая основана на справедливом энергетическом переходе, включающую в себя переходные технологии, а также соблюдение принципов многосторонней торговой системы и технологического нейтралитета. Для Евразийского экономического союза тема сближения подходов к климатическому регулированию является приоритетным направлением на долгосрочную перспективу. В этом процессе для ЕАЭС принципиально важно выстроить баланс климатических и экономических интересов государств-членов с основными торговыми партнерами.
До последнего времени глобальная зеленая повестка в основном продвигалась под давлением интересов западных стран и инвесторов. С учетом роста веса быстрорастущих и развивающихся стран эти акценты также будут смещаться в их пользу.
По итогам прошлогодней Конференции ООН по вопросам изменения климата, большинство стран поддержало из множества предложенных всего три инициативы. Первая – продовольственная безопасность и устойчивое сельское хозяйство. Это особенно актуально для стран БРИКС, ШОС и ЕАЭС на фоне роста численности и потребностей населения, ужесточения санкций западных стран и торговых войн. Вторая инициатива –адаптация к климатическим изменениям и здоровью граждан. И третья — энергетическая устойчивость и энергоэффективность. в России Минэкономразвития уже сделало шаг в этом направлении, представив в октябре 2023 года стратегический документ по сближению подходов ESG-рейтингования и активизации регионального сотрудничества со странами-участницами ШОС. В перспективе это предложение можно расширить и для других межстрановых объединений.
Второе направление – это формирование единых рынков углеродных единиц и зеленых сертификатов. Потенциал развития огромен. По международным оценкам, объем добровольного углеродного рынка по итогам 2023 года составил 723 миллиарда долларов, а рынок зеленых сертификатов на ВИЭ – 12,7 миллиарда долларов. Ожидается, что эти объемы в перспективе могут вырасти кратно.
В рамках ПМЭФ Минэкономразвития России уже предложило создать Партнерство БРИКС по открытым углеродным рынкам, которое поможет сблизить подходы стран к валидации и верификации результатов климатических проектов, а также создать условия для торговли углеродными единицами между участниками объединения.
Страны ШОС при обсуждении торгово-экономического взаимодействия, все больше внимания уделяют вопросам охраны окружающей среды, экологической безопасности и предотвращения негативных последствий изменения климата, развитию особо охраняемых природных территорий и экологического туризма. В мае был утвержден ряд документов по взаимодействию в области экологии, поддержке зеленых проектов. Обсуждается скорое принятие Стратегии энергетического сотрудничества до 2030 года. Для стран ШОС разработка программы устойчивого развития и адаптации к климатическим изменениям тоже может стать началом комплексного и структурного подхода к задачам повестке.