Минприроды разработало проект поправок в Лесной кодекс, регулирующий создание в России лесоклиматических проектов. Документ был одобрен 19 февраля 2024 года, на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности. Они призваны увеличить способность лесов поглощать парниковые газы и помочь России стать углеродно нейтральной к 2060 году.
Документ вводит определение понятия «лесоклиматический проект». Это проекты, реализующиеся как на землях лесного фонда, так и на землях, к ним не относящихся, и направленные на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения.
Лесоклиматический проект может предусматривать мероприятия по охране лесов от пожаров, защите от болезней и вредителей, воспроизводству лесов и лесоразведению.
Как правило, после одобрения комиссии законопроект через некоторое время вносится правительством в Госдуму. Предполагается, что в случае принятия закон о лесоклиматических проектах вступит в силу с 2025 года. Положения законопроекта позволяют урегулировать вопросы, связанные с долгосрочностью лесоклиматических проектов, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. В соответствии с решением 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата в 2021 году, срок реализации лесоклиматического проекта может составлять до 15 лет с возможностью продления до двух раз, указано в документе.
Леса в России поглощают более 530 млн т СО2, однако, по данным Рослесинфорг их поглощающая способность может быть переоценена более чем на треть в сторону повышения. Реализация лесоклиматических проектов будет осуществляться на добровольных началах. Для этого исполнителю потребуется заключить соглашение с федеральным ведомством, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор), — Рослесхозом. Исполнитель может за свой счет привлекать к реализации проекта другие организации, в том числе государственные и муниципальные учреждения.
В течение пяти лет исполнитель обязан будет внести сведения о проекте в реестр углеродных единиц. Не реже чем раз в пять лет он должен будет представлять результаты мониторинга параметров реализации проекта. В противном случае соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке.
Несмотря на то что регулирование лесоклиматических проектов еще не оформлено окончательно, первые такие проекты уже создаются. Например, о начале лесоклиматических проектов объявляли «Роснефть», «Уралхим», «Сибур». В мире, согласно данным Всемирного банка, на которые ссылались СМИ в 2022 году, утверждено и реализуется более 250 лесоклиматических проектов.
Увеличение поглощающей способности лесов заложено в план реализации Стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов, разработанный Минэкономразвития. Предполагается, что нетто-поглощение парниковых газов лесными землями должно вырасти с 646,4 млн т СО2-эквивалента в 2023 году до 788,7 млн т к 2030 году. Площадь лесных территорий, на которых ежегодно осуществляются мероприятия по лесовосстановлению и лесоразведению, должна увеличиться с 1506 тыс. до 7000 тыс. га.
Один из пилотных лесоклиматических проектов — карбоновый полигон на Сахалине, напоминает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. Там на площади более 18 тыс. га планируется высадить растения, которые будут поглощать парниковые газы. В сентябре 2023 года информация об этом проекте была внесена в реестр углеродных единиц. Таким образом, лесоклиматический проект на Сахалине стал первым подобным проектом, прошедшим валидацию, отмечает Груздев. Он ожидает быстрого роста числа соответствующих инициатив в ближайшие годы.
Климатические проекты, в том числе лесоклиматические, вряд ли смогут внести заметный вклад в достижение заявленных в стратегии целей по сокращению выбросов парниковых газов (за счет увеличения поглощения), считает директор Института глобального климата и экологии им. академика Ю.А. Израэля Анна Романовская. По ее мнению, климатические проекты призваны отрабатывать новые технологии, новые подходы в области низкоуглеродного развития, но их масштабирование должно происходить уже не в виде проектов, а в виде новых нормативов и стандартов на уровне государственного управления. Только масштабные действия, государственные программы по переходу на устойчивое землепользование в области сельского и лесного хозяйства, в том числе направленные на смену экстенсивного вида хозяйствования на интенсивный, позволят достичь целей, заявленных в стратегии.