ПРИНЦЫПЫ ОЧЕРЕДНОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В ЛЕСНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Эффективность работы лесопожарных служб, во многом зависит от  решения вопроса очередности тушения лесных пожаров, особенно при массовом их возникновении. Статистические данные свидетельствуют, что при сложной пожарной ситуации в лесах в том или ином регионе одновременно может действовать до 120 и более лесных пожаров, а также ежедневно возникать до 10-15 новых загораний, в то время как силы и средства для ликвидации пожаров часто бывают ограничены. Естественно, что в таких экстремальных условиях руководителям лесопожарных служб, краевым, областным и районным чрезвычайным комиссиям приходится решать какие пожары следует тушить в первую очередь и в какие сроки? Многолетняя практика однозначно свидетельствует о том, что прежде всего ликвидации подлежат только что возникшие небольшие по площади и не набравшие ещё силу пожары, поскольку они за короткие сроки могут трансформироваться в крупные и выйти из-под контроля, особенно в сухую и ветреную погоду. Наряду с размером пожара следует также учитывать относительную ценность насаждений, возможные текущие, средне- и долговременные пожарные последствия, транспортную доступность территории, а также наличие сил и средств пожаротушения. Исходя из пирологических и эколого-экономических ценностных оценок лесных формаций при одинаковых размерах пожаров и других равных условиях в первую очередь подлежат ликвидации пожары, возникающие в наиболее ценных древостоях, и с потенциально бóльшими социально-эколого-экономическими последствиями. К таким насаждениям относятся: кедровники, ельники, сосняки (особенно молодняки), а также зеленомошниковые и лишайниковые группы типов леса.

Более устойчивы к огню и менее пожароопасны лиственничники, березняки и осинники. Эти насаждения в процессе длительной эволюции приобрели биоэкологические свойства, которые позволяют им эффективно использовать резко изменившиеся после пожаров условия среды для активного самовосстановления и развития. Поэтому тушение пожаров в этих насаждениях, а также в насаждениях с травяным и кустарничково-сфагновым напочвенным покровом рационально осуществлять во вторую очередь, особенно при ограниченных лесопожарных ресурсах.

Принимая решения об очерёдности ликвидации пожаров, следует учитывать текущий и прогнозируемый режимы погоды, а также рельеф, поскольку крутизна склона, как и ветер, радикально влияет на параметры кромки огня и развитие пожара, соответственно и на трудность его тушения. Пожары в горах при сухой и ветреной погоде в короткие сроки трансформируются в крупные и катастрофические, которые ликвидируются, как правило, осадками. Поэтому самые активные меры по тушению пожаров в горных лесах необходимо принимать в начальной стадии их развития.

При тушении крупных лесных пожаров, особенно катастрофических, рационально позволять им распространяться до естественных или заранее подготовленных барьеров, что значительно снижает затраты на тушение и даёт возможность сосредоточить имеющиеся силы и средства пожаротушения для ликвидации более опасных пожаров и только что возникших.

При сложной пожарной ситуации в лесах и ограниченных лесопожарных ресурсах вполне допустимо и оправданно приостанавливать тушение отдельного пожара или осуществлять передислокацию сил и средств пожаротушения с одного пожара на другой, где создается угроза населенным пунктам и объектам экономики или когда возникает опасность для жизни работников пожарных подразделений. Решение о приостановке тушения конкретного пожара или о передислокации сил и средств пожаротушения с одного пожара на другой должны приниматься региональным пунктом диспетчерского управления по представлению руководителя тушения пожара.

Порядок определения очередности тушения лесных пожаров при массовом их возникновении необходимо осуществлять с учетом целевого назначения лесов. Уровень их охраны должен быть соответственно разным: высоким, средним и низким. Трёхуровневая охрана лесов от пожаров позволяет в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов принимать правильные управленческие решения при межрегиональном маневрировании силами и средствами пожаротушения, а также в соблюдении очерёдности тушения лесных пожаров. Такой подход практикуется во многих многолесных странах, в том числе в США, где используется четырехуровневая система охраны лесов при предупреждении и тушении лесных пожаров.

Высокий уровень охраны лесов от пожаров целесообразно обеспечивать в защитных лесах, заповедниках и особо защитных участках леса, а также в части эксплуатационных лесов, где осуществляется интенсивная заготовка древесины.  Мониторинг должен разносторонний: наземный, авиационный и космический. Пожары, возникающие в таких лесах, подлежат незамедлительному первоочередному тушению, исключая участки, расположенные в лесотундре. В лесотундровой зоне ведётся космический мониторинг, а тушение пожаров активно осуществляется на лесных участках, где создается угроза населенным пунктам и объектам экономики.

Средний уровень охраны лесов от пожаров необходимо обеспечивать в эксплуатационных лесах, за исключением участков, отнесенных к высокому уровню охраны. При ведении наземного, авиационного и космического мониторинга  ликвидация пожаров должна осуществляться во вторую очередь, учётом ценности лесов и их транспортной доступности.

В резервных лесах можно соблюдать низкий уровень охраны лесов при осуществлении активного космического мониторинга.

Независимо от целевого назначения лесов, пожары должны ликвидироваться в первую очередь на участках, где создаётся угроза населенным пунктам и объектам экономики.

Соблюдение на практике вышеуказанных принципов  охраны лесов от пожаров с учётом целевого назначения лесов будет способствовать более эффективному тушению лесных пожаров и рациональному использованию финансовых и материально-технических ресурсов.

 

Заслуженный лесовод РФ, д.с.-х.н. М.А. Шешуков,

С.н.с. В.В. Позднякова