23 июня 2016 года в столице Республике Коми г. Сыктывкаре прошло Всероссийское совещание о прохождении пожароопасного сезона 2016 года под руководством заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Николая Кротова.
В работе совещания приняли участие главный федеральный инспектор по Республике Коми аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Михаил Тырин, заместитель председателя Правительства Республики Коми Константин Лазарев и руководитель федерального штаба по борьбе с лесными пожарами начальник управления охраны и защиты лесов Федерального агентства лесного хозяйства Виталий Акбердин.
В ходе совещания «О прохождении пожароопасного сезона 2016 года» представители Рослесхоза, Авиалесоохраны, Департаментов лесного хозяйства по округам, МЧС и субъектов обсудили текущую ситуацию, эффективность принимаемых мер по предупреждению и оперативной ликвидации лесных пожаров, предлагаемые меры по улучшению ситуации.
Среди основных проблем, обсуждавшихся в ходе совещания, центральной темой стало систематическое невыполнение субъектами российской Федерации сводных планов тушения лесных пожаров в части наращивания сил и средств пожаротушения, а также образование кредиторской задолженности за тушение лесных пожаров. Говорилось и о необходимости контроля за соответствием данных о площадях лесных пожаров, и о неудовлетворительном проведении профилактических мероприятий в ряде регионов.
Анализ пожарной ситуации, сложившейся в весеннее-летний период, включая и сегодняшний день, показал, что в ряде субъектов наряду с поздним обнаружением лесных пожаров остро стоит проблема оперативного их тушения.
Кроме того, в результате анализа пожарной ситуации подтверждается отсутствие контроля за выполнением режима ограничения доступа населения в леса, о чем свидетельствуют данные о причинах возникновения лесных пожаров, основной из которых является антропогенный фактор – возникло 4 995 лесных пожаров (88,0%), тогда как от гроз возникло 672 лесных пожара (12,0%).
Было отмечено недостаточная результативность работы органов дознания. В органы дознания МВД и МЧС направлено 2 300 материалов для принятия процессуальных решений о возбуждении уголовных дел по фактам лесных пожаров (ст. 261 УК РФ). В результате возбуждено 100 уголовных дел, и по 264 уголовным делам – отказано в возбуждении. По остальным делам материалы находятся в производстве и никакого процессуального решения по ним в настоящее время не принято.
По-прежнему остается проблемным вопрос несвоевременного ввода режима ЧС в лесах, не позволяющий в полной мере привлечь силы РСЧС и оперативно стабилизировать лесопожарную обстановку. Так, органам исполнительной власти Амурской области было рекомендовано ввести режим ЧС 16 апреля, однако субъект ввел режим ЧС только 7 мая, с опозданием на 21 день. За это время возникло 179 лесных пожаров, на площади 89,4 тыс. га, что повлекло многократное увеличение затрат финансовых и трудовых ресурсов, аналогичная ситуация в Иркутской области – в период задержки введения режима ЧС на 5 дней возникло 58 лесных пожаров на площади 6,3 тыс. га.
Наряду с указанными проблемными вопросами отмечена неэффективная работа комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Несмотря на сложившуюся сложную пожарную обстановку, проведенные проверки готовности субъектов к пожароопасному сезону и ревизии сил и средств пожаротушения, по состоянию на 22.06.2016 г. в среднем на тушении лесных пожаров на территории наиболее горимых регионов сводные планы были развернуты не более чем на 14% по силам и 6% по технике.
По итогам совещания органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано провести анализ привлечения сил и средств пожаротушения согласно сводному плану тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации. Сводные планы должны соотноситься с реально заключенными договорами.
Субъектам федерации также поручено усилить проведение разъяснительной работы с населением по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах.
В качестве отдельной задачи для регионов поставлен вопрос о ежедневном информировании населения посредством систем оповещения, в том числе sms-оповещения, радио, телевидения и иных средств массовой информации о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, классах пожарной опасности и реальных угрозах от несоблюдения правил.