Российские ученые о проблеме лесных пожаров

О проблеме лесных пожаров в Дальневосточном федеральном округе

 

Шешуков Михаил Афанасьевич - доктор сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник, заведующий сектором охраны лесов от пожаров Дальневосточного НИИ лесного хозяйства. Действительный член-корреспондент Российской Академии естественных наук, Заслуженный лесовод Российской Федерации.

            Среди многих антропогенных и природных факторов влияющих на состояние и динамику лесного фонда Дальневосточного федерального округа (ДФО), лесные пожары занимают главенствующее положение. Общепризнано, что леса на Дальнем Востоке отличаются наиболее высокой пожарной опасностью и горимостью среди других регионов (субъектов) Российской Федерации. Достаточно сказать, что в средний по напряжённости пожароопасный сезон пройденная огнём площадь превышает ежегодную площадь промышленных рубок примерно в 2-3 раза, а в наиболее засушливые годы – в десятки раз. Так, только в Хабаровском крае в 1976 г. пройденная огнём площадь превысила 1 млн га , а в 1998 г. – 2 млн. Естественно, что социально-экономический ущерб при такой горимости лесов масштабен, разноообразен и долгосрочен.  В связи с этим снижение горимости лесов было, есть и будет одной из наиболее важных проблем, стоящих не только перед органами лесной службы, но и перед всем обществом, поскольку тайга горит в основном по вине человека – от его неосторожного, а часто небрежного обращения с огнём в лесу. В подзоне южной тайги и зоне хвойно-широколиственных лесов Дальнего Востока  90-95 % всех лесных пожаров возникает по вине человека.

Высокая горимость лесов  в ДФО обусловлена обилием и разнообразием лесных горючих материалов, периодически повторяющимися засухами и штормовыми ветрами, горным рельефом, а также слаборазвитой транспортной инфраструктурой территории.

Тенденция горимости лесов в ДФО за последнее 20 лет  неутешительная.  Сравнивая последние десятилетия 1991-2000 гг. и  2001-2010 гг. можно отметить, что несмотря на незначительное уменьшение числа пожаров (2,2 тыс. шт., 2,0 тыс. шт.) общая площадь лесных пожаров (554,2 тыс. га, 713 тыс. га) и их  средняя площадь (250 га, 354 га) увеличились более чем на 30 %.  Увеличение общей площади, пройденной пожарами, происходит в основном за счёт крупных и катастрофических пожаров, возникающих в аномально засушливые сезоны. При этом промежутки между пиками высокой и чрезвычайной горимостью лесов сокращаются.  В последние годы они составляют 3-5 лет.        

Подавляющее число пожаров на Дальнем Востоке возникает по вине человека, поэтому так важна роль и значение лесной охраны, наделённой правом составлять акты,  накладывать штрафы и приостанавливать работы в лесу при нарушении правил пожарной безопасности.  Такие действия эффективно предупреждают возникновение лесных пожаров.

Постоянная и целенаправленная информационно-просветительская и воспитательно-разъяснительная работа среди населения всегда должна сочетаться с выявлением и привлечением к ответу виновников возникновения лесных пожаров.  Предупреждение пожаров и неотвратимость наказания виновников за их возникновение – это два важнейших звена в системе охраны лесов от пожаров. Строгое и повсеместное соблюдение этих двух  элементарных положений позволит добиться снижения горимости лесов в более короткие сроки и при минимальных затратах на охрану лесов от пожаров.

 В настоящее время  многие недооценивают необходимость создания на пожароопасный сезон контрольно-пропускных постов (КПП), оборудованных шлагбаумами и передвижными будками, на лесных дорогах с активным движением транспорта и граждан.  По эффективности КПП намного превосходят наблюдательные пункты, мачты и вышки, поскольку в период высокой и чрезвычайной горимости лесов они позволяют не только надёжно контролировать ограничение и доступ граждан в леса и въезд в них транспортных средств, но и обеспечивают возможность непосредственно в лесу  проводить активную агитационно-разъяснительную работу с наиболее пожароопасной категорией населения (сборщики дикоросов, рыбаки, охотники), а также осуществлять своевременное обнаружение пожаров, так как более 90 % всех загораний в лесу возникает возле населённых пунктов, вдоль дорог и по берегам рек.

 Для эффективного и оперативного тушения лесных пожаров лесопожарные службы  должны быть оснащены современной лесопожарной техникой согласно нормативам: в первую очередь бульдозерами для тушения верховых и   подстилочно-гумусовых пожаров,   прокладки минерализованных полос  при защите лесных посёлков и объектов экономики,     вездеходами с модульным лесопожарным оборудованием, а также  системой ручных средств пожаротушения.

В настоящее время амортизация имеющегося противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров в наземных и авиационных лесопожарных службах составляет более 65 %.

            До сих пор весьма популярным мероприятием  для снижения пожарной опасности и горимости лесов на не покрытых лесом землях и в редкостойных участках леса являются ежегодные профилактические контролируемые выжигания усохшей травы (ветоши), которые  рекомендуется проводить  ранней весной или поздней осенью. Учитывая, что  профилактические контролируемые выжигания проводятся во многих субъектах РФ на значительных площадях, возникает  явная необходимость в рассмотрении возможных негативных их последствий.

            Многолетние исследования и практика свидетельствуют, что такие выжигания следует проводить не весной,  а осенью.  Во-первых, при весенних выжиганиях резко снижается и нейтрализуется результативность  лесопожарной пропаганды, что недопустимо, особенно перед началом пожароопасного сезона.  Во-вторых, вероятность выхода огня из-под контроля весной намного выше, чем осенью, поскольку весна – это начало пожароопасного сезона, когда трудно предсказать  возможный режим погоды на ближайшие дни и недели.  Осенью же пожароопасный сезон заканчивается, неизбежны заморозки, выпадение снега и, следовательно, снижение пожарной опасности в лесу. В-третьих, весенние выжигания причиняют большой и разнообразный ущерб лесной фауне. Весна – это период гнездования птиц и появления молодого поколения животных, многие из  которых гибнут в огне пожаров. При этом выжигание, проведенное весной, не гарантирует, что осенью на выжженных участках не возникнут пожары. Наоборот, на них летом,  вследствие наличия зольных минеральных  элементов интенсивно развивается травостой, который, усыхая к осени, становится одним из наиболее опасных объектов горения при лесных пожарах. Кроме того, профилактические выжигания крайне отрицательно воздействуют на биоразнообразие и лесообразовательные процессы. Высокое задернение почвы на постоянно выжигаемых участках препятствует появлению возобновления древесных пород,  а появляющееся редкое возобновление  обычно сгорает при проведении повторных выжиганий. Более того, при выжиганиях сухой травы огонь часто, особенно при ветреной погоде, выходит из-под контроля и распространяется  в прилегающие лесные массивы, а также является одной из основных причин сгорания населенных пунктов и строений на дачных участках.

Исключение для весенних выжиганий можно сделать для  субъектов, где выпадает много снега и весной он длительное время сохраняется в лесу. К таким субъектам относится  Камчатский край,   где выжигание усохшего травостоя весной вполне целесообразно.

Реализация вышеизложенных мероприятий  в области развития  и совершенствования охраны лесов от пожаров в определённой мере позволит  стабилизировать ситуацию с  лесными пожарами.  Горимость лесов в ближайшее десятилетие во многом будет определяться уровнем засушливости пожароопасного сезона. Аномально засушливые сезоны  ежегодно могут возникать  в 3-4-х субъектах Российской Федерации, где  соответственно и будет создаваться чрезвычайная лесопожарная  ситуация. Без кардинального улучшения структурной схемы организации охраны лесов от пожаров на федеральном и региональном уровнях ожидать снижения горимости лесов и ущерба от лесных пожаров  не следует.

 М. А. Шешуков

ФБУ «ДальНИИЛХ»